Объявление
Приглашаем специалистов бесплатно публиковать информационные материалы.
Свои заявки Вы можете отправлять на электронный ящик: info@med-info-portal.ru
Медицинский
информационный портал
Мой дневник
 
 
 
   
     
 
 
 
 
   
     
 
 
 
  Войти  
 
 
 
 
 
 
 
  Разделы  
 
 
 
Каталог лекарственных средств
поиск по каталогу
найти
посмотреть весь список
Контекстная реклама

Медицинский центр "Формед" Ярославль

Для детей и взрослых. Современный медицинский центр в Ярославле, оказывает высококачественные медицинские услуги по доступным ценам. 



Абдуллин Искандер Ильфакович
Урология. Консультации и квалифицированная помощь.


Голубев Игорь Олегович
Председатель правления общества кистевых хирургов
Микрохирургия кисти. Задайте свой вопрос

Оздоровительное действие физических упражнений на организм человека

31.03.2009
Ярославский областной центр
медицинской профилактики
Ярославское областное отделение
общественной организации
«Российский Красный Крест»
Областной врачебно-физкулыурный диспансер
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
УПРАЖНЕНИЙ НА
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Ярославль 2008
Составитель: Валерий Юрьевич Нечаев – заведующий отделением областного врачебно-физкультурного диспансера.


Значение физической активности для человека

Физическая активность – одно из неприемлемых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. Она рассматривается как естественно-биологическое, но социально значимое. Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах развития. Регламентированная в соответствии с функциональными особенностями индивида, она является важнейшим принципом здорового образа жизни.
    О том,, что движение – жизнь, люди знали во все времена. Так письменные источники говорят нам о том, что в Древней Греции, Древнем Риме, Китае уже использовали физические упражнения в оздоровлении организма, в профилактике различных заболеваний. Еще Гиппократ утверждал: « Ничто так не истощает и не разрушает человека,  как  продолжительное физическое бездействие».
    Ученые средних веков также в своих работах уделяли физической активности большое внимание. Так Авиценне принадлежат следующие строки:
«Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом,
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь –
И проживешь сто лет, а может быть и более,
Микстуры, порошки к здоровью ложный путь,
Природою лечись в саду и чистом поле».

Большое значение придавали лечебному использованию физических упражнений создатели русских терапевтических школ С. П. Биткин и Г. А. Захарьин. В своей книге «Курс клиники внутренних болезней» первый из них рекомендовал включать в режим больного прогулки и гимнастику, утверждал, что применение только лекарственной терапии неверно. В жизни каждого человека покой, и движение должны занимать строго определенное время; от правильного сочетания их во многом зависит деятельность различных систем и органов человека.
    Современные представления об изменении функций внутренних органов под влиянием физических упражнений базируется на теории моторно-висцеральных рефлексов, являющихся творческим развитием идей нервизма Сеченова, Павлова, Учтомского.
    В наше время слово «гиподинамия» или «малоподвижность» известно каждому. Утверждение, что в современном мире человек недостаточно двигается, уже банально.
    Между этим доказано:
- гиподинамия является специфичным фактором риска развития ишемической болезни сердца, гипертонии, алиментарного ожирения, сахарного диабета, дегенеративных заболева¬ний суставов;
- недостаточная физическая активность ведет к снижению защитных сил организма, его восприимчивости к действию различных неблагоприятных факторов, психоэмоциональ¬ных перегрузок, к раннему старению организма.
Вот почему важнейшей социальной задачей сегодня надо признать оздоровление насе¬ления, усиление мер первичной (предупреждение заболеваний) и вторичной (предупреждение обострений, ослабления организма) профилактики. При этом следует учитывать, что пример¬но половина факторов, определяющих состояние здоровья современного человека, относится к образу жизни. Среди них значительный удельный вес принадлежит недостатку физической активности. Норма физической активности - понятие условное и строго индивидуальное. Это - объем движений, наиболее удовлетворяющий потребности организма, способствующий ук¬реплению здоровья, гармоничному развитию, хорошему самочувствию, высокой работоспо¬собности и жизненной активности.
КАК РОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕ
Способность человека совершать любые движения определяется его физическими ка¬чествами, к которым относятся:
а)  сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать
ему;
б) быстрота - способность проявлять максимальную скорость движений;
в) выносливость - способность продолжать какие-либо действия в течение длительного времени и без снижения эффективности;
г) ловкость - способность овладевать новыми движениями, а также быстро переходить к другим движениям, когда этого требует меняющаяся ситуация;
д) гибкость - способность выполнять движения с определенной амплитудой. У обычного человека есть все, что требуется для развития этих качеств.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Спортивная медицина - наука, изучающая влияние физических упражнений на организм человека.
Физические упражнения — это целенаправленное, специально организованное движе¬ние. В зависимости от поставленных целей выделяют:
1. лечебную физкультуру - лечебно профилактическая цель (восстановление здоровья и трудоспособности больного, предупреждение осложнений и последствий патологического процесса);
2. физкультуру - оздоровительная цель (укрепление здоровья человека);
3. спорт - достижение более высоких спортивных результатов.
Все физические упражнения подразделяются на гимнастические, спортивно-прикладные и игры.
Гимнастические упражнения
Гимнастические упражнения оказывают действие не только на различные системы ор¬ганизма в целом, но и на отдельные группы мышц, суставы, позволяя восстановить и развить ряд необходимых двигательных качеств, а также координацию движений.
Все гимнастические упражнения подразделяют на 3 группы:
- общеразвивающие (общеукрепляющие);
- дыхательные;
- специальные.
Общеразвивающие упражнения
Направлены на оздоровление и укрепление всего организма человека. Они используются по «принципу рассеянности физической нагрузки», т.е. упражнения для верхних конечностей сочетаются с упражнениями для туловища и нижних конечностей.
Дыхательные упражнения
Применяются с целью улучшения и активизации функции внешнего дыхания, укрепле¬ния дыхательных мышц, а также для снижения физических нагрузок во время и после занятий физкультурой. Дыхательные упражнения разделяют на динамические, статические и дренаж¬ные.
Динамическими дыхательными упражнениями называют такие, при которых дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц при движении конечностей и туловища.
Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения в углубленном, рит¬мичном дыхании, осуществляемом без движения рук, ног или туловища. К данной группе относятся:
- полный тип дыхания,
- грудной тип дыхания,
- диафрагмальное дыхание.
Наиболее физиологичным является полное дыхание, когда во время вдоха грудная клет¬ка расширяется последовательно в вертикальном направлении вследствие опускания диафраг¬мы, а также в переднезаднем и боковом направлениях в результате одновременного движения ребер вверх, кпереди и в стороны.
дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания.
Специальные упражнения
Используются с целью избирательного действия на ту или иную часть опорно-двигательного аппарата. Например, на стопу при плоскостопии; на конкретный сустав при ограничении движения в нем; к ним же относятся корректирующие упражнения при сколиозе.
Любои комплекс оздоровительной гимнастики обязательно включает общеразвивающие упражнения, дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление и равновесие.
Упражнения на расслабление мышц могут иметь как общий, так и местный характер. Они предусматривают сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Расслабление мышц плечевого пояса и верхних конечностей можно, например, осуществить за счет:
- легкого потряхивания руки в исходном положении сидя или стоя с небольшим накло¬ном туловища в сторону этой конечности;
- свободного падения отведенных рук в исходном положении стоя и сидя.
- свободного падения поднятого плечевого пояса при фиксации рук (положить их на плоскость стола).
Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также с целью восстановления нарушенных функций вестибулярного аппарата.
По анатомическому признаку выделяют гимнастические упражнения для мелких (кисть, стопа), средних (шея, предплечье, голень), крупных (конечности, туловище) мышеч¬ных групп.
Динамические, статические упражнения
По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на динамические (изотонические) и статические (изометрические).
Наиболее распространены динамические упражнения, при которых мышца работает в изотоническом режиме, при этом происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления мышцы. Примером динамического упражнения может служить сгибание и раз¬гибание руки в локтевом суставе, наклоны туловища вперед, в сторону.
Статическими являются упражнения, при которых развивается напряжение мышцы, но она не изменяет своей длины, то есть мышца работает в изометрическом режиме. Примерами статических упражнений являются: удержание прямой ноги под углом 30-45 градусов в те¬чение определенного времени из исходного положения лежа на спине, изометрическое на¬пряжение мышц под гипсовой повязкой в период иммобилизации при травмах конечностей Для профилактики снижения силы и выносливости мышц. Изометрические напряжения мышц используют в виде коротких ритмических (в ритме 30-50 в 1 минуту) и длительных (3 сек. и более).
Активные, пассивные упражнения
До степени активности упражнения могут быть активными и пассивными. Дктивные_упражнения выполняются самостоятельно в обычных или облегченных ус¬ловиях. Для облегчения выполнения движений используются специальные скользящие плос¬кости - горизонтальные и наклонные, роликовые тележки, различные подвесы.

Пассивные упражнения выполняют с усилием извне, с помощью инструктора, при этом  активное сокращение мышц отсутствует. Пассивные упражнения назначают для крово- и лимфообращения, предупреждения тугоподвижности в суставах в тех случаях, когда активные движения не могут быть выполнены самим больным, а также для воссоздания правильной схемы двигательного акта.
До использпвянию снарядов выделяют упражнения на снарядах (у гимнастической  стенки, на велотренажере) и со снарядами (гимнастические палки, гантели, мячи).
Спортивно-прикладные упражнении. Игры
Спортивно-прикладные упражнения включают ходьбу, бег, плавание, лыжи
Игры подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы:
- на месте;
- малоподвижные;
- подвижные;
- спортивные.
    Игры позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений. Игры применяются в целях нормализации функций или необходимости закрепления различных компенсаций.

Механизмы действия физических упражнений

Физические упражнения оказывают на организм тонизирующее (стимулирующее), трофическое действие, обеспечивают формирование компенсаций и нормализацию функций.
Тонизирующее действие  выражается прежде всего в стимуляции моторно-висцеральных рефлексов. Во время мышечной деятельности усиливаются импульсы из проприорецепторов (нервных окончаний, находящихся в мышцах и связках), одновременно возбуждается я двигательная зона коры головного мозга, а все, вместе взятое, вызывает усиление функ¬ций. Улучшается деятельность сердечнососудистой системы и кровоснабжение всех органов и тканей. Под влиянием физических упражнений активизируются также железы внутренней секреции.
Активный двигательный режим в целом оказывает положительное влияние на централь¬ную нервную систему, в результате чего повышается устойчивость к стрессовым ситуациям. Более того, сама мышечная деятельность является биологически адекватной мерой разрядки психоэмоционального стресса.
Трофическое действие зачаключяется в том, что под влияни¬ем мышечной деятельности улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации. Увеличивается приток крови и поступление пластических белков. Так, при повреждении костной ткани образуется костная мозоль. Однако она будет рыхлой и зна¬чительно большей по объему, чем была кость до повреждения. Когда больной начинает выполнять нагрузки, лишние тканевые элементы рассасываются, мозоль уменьшается в объеме, делается более компактной, то есть образуется так называемая вторичная костная мозоль. При комплексном лечении травмы с применением лечебной физкультуры вторичная костная мозоль формируется значительно быстрее.
При развившейся атрофии мышц (в результате перелома, повреждений периферических нервов) восстановление их структуры и функции возможно только под действием физических упражнений.
Формирование компенсаций. При заболевании какого-либо органа происходит усиление работы неповрежденной его части, парного органа или другой системы, компенсирующей на¬рушенную функцию. Формирование компенсаций представляет собой биологическую законо¬мерность. Физические упражнения способствуют ускорению формирования компенсаторных механизмов и повышают их полноценность.
Нормализация функций. Под влиянием физических упражнений происходит нормализа¬ция патологически измененных функций и целостной деятельности организма путем мобили¬зации собственных приспособительных и защитных механизмов.
Таким образом, вместе с двигательной функцией восстанавливается и поддерживается здоровье.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

Показания:
Снижение физической работоспособности ниже среднего уровня (1,5 Вт/кг массы тела) у практически здорового человека формирует симптомокомплекс, характеризующийся одышкой при умеренной физической нагрузке, снижением профессио¬нальной работоспособности и быстрой утомляемостью, неприятными ощущениями в области сердца, склонностью к запорам, нарушением сна, снижением концентрации внимания, повы¬шенной нервно-эмоциональной возбудимостью, относительно ранними признаками старения. В дальнейшем могут формироваться факторы риска развития хронических соматических за-болеваний (повышение уровня холестерина в крови, гипертензия, снижение толерантности к углеводам и др.). Эффективной пофилактикой подобного развития событий является оздоровительная физическая тренировка. Этим и определяются показания к ее использованию.
Противопоказпния:
-  заболевания в острой или подострой стадии;
- психические заболевания, затрудняющие контакт с личностью;
- тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;
- злокачественные новообразования;
- опасность возникновения кровотечения любой этиологии;
- стрые местный воспалительный процесс;
- болезни сердечно-сосудистой системы: аневризма сердца и крупных сосудов, нестабильныя стенокардия, выраженная недостаточностью кровообращения, ИБС с нарушением ритма сердца, отрицательная динамика ЭКГ, свидетельствующая об ухудшении коронарного кровообращения, частые гипертонические кризы, стойкое повышение АД свыше 180/110 мм. рт. рт., резкое падение АД в ответ на физическую нагрузку;
- заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функции;
- заболевания системы крови;
- тромбофлебиты, опасность возникновения тромбоэмболии;
- глаукома.

МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

По состоянию здоровья, возрасту, физической работоспособности занимающихся оздо¬ровительной физической тренировкой распределяют по следующим медицинским группам:
- 1 группа: практически здоровые люди, не предъявляющие никаких жалоб, обладаю¬щие достаточной для своего возраста физической подготовленностью;
- 2 группа: комплектуется из людей с возрастными изменениями, сопровождающимися небольшими отклонениями функционального характера, или с начальными формами заболе¬ваний, часто свойственных процессу старения, а также практически здоровые люди с недоста¬точной физической подготовленностью;
- 3 группа: люди со сниженной функциональной адаптацией, отклонениями в состоя¬нии здоровья постоянного или временного характера, со слабой физической подготовленнос¬тью.
Каждый впервые приступающий к индивидуальным или групповым занятиям должен быть тщательно обследован врачом первично, повторно и дополнительно.
    В объем первичного врачебного обследования входят: определение состояния здоровья; консультации специалистов; определение и оценка физического развития; проведение специальных функциональных проб; определение медицинской группы.
    Повторное обследование поводиться в процессе занятий физической культурой. Это дает возможность определить подобранных физических нагрузок на состояние здоровья и установить эффективность занятий.

Дополнительное обследование назначается при возобновлении занятий после переры¬ва и особенно после перенесенного заболевания или травмы, а также может быть назначено врачом, когда возникает необходимость более тщательного обследования или для оценки эффективности применяемых физических упражнений.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

К этим правилам относятся:
1. Системность - соответствующий подбор общеразвивающих, дыхательных и специ¬альных упражнений, их чередование, характер выполнения и количество повторений отде¬льных упражнений, учет особенности течения и клинических проявлений заболевания.
2. Регулярность применения физических упражнений, то есть их ежедневное использо¬вание.
3. Длительность - это систематические регулярные занятия в течение длительного ка¬лендарного периода.
4. Постепенность нарастания физической нагрузки.
5. Индивидуализация применения физических упражнений - это изменение характера сочетаний, количества упражнений в зависимости от состояния организма, самочувствия, сте¬пени тренированности и двигательной подготовленности.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ.

Основными формами лечебной физкультуры являются:
- утренняя гигиеническая гимнастика;
- процедура (занятие) лечебной гимнастики;
- прогулки, дозированная ходьба, ближний туризм;
- дозированные восхождения (терренкур).

Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) использует¬ся в период перехода от пассивного состояния (сна) к активной де¬ятельности. Во время сна, когда основные функциональные систе¬мы находятся в состоянии минимального возбуждения и в силу их инертности, переход от физиологического покоя к бодрому состо¬янию должен протекать, с одной стороны, спокойно, но, с другой - активным включением в работу всех систем. Этому способствует «мягкая» активизация функциональных систем, которую обеспечивают соответствующие фи¬зические упражнения. В процессе утренней гимнастики усиливается деятельность всех ор¬ганов и систем организма, повышается общий тонус, улучшается настроение. При подборе упражнений следует учитывать возраст человека, степень функциональных расстройств, а также предварительную тренированность , Упражнения используют с учетом постепенного вовлечения всех мышечных групп.
Комплекс утренней гигиенической гимнастики включает, как правило, 8-12 общераз¬вивающих и дыхательных упражнений, количество повторений 4-6 раз, продолжительность 10-12 минут.
В качестве примера утренней гимнастики представлен комплекс при утренней скованности.
    Комплекс УГГ при утренней скованности (в постели)
1.    И. П. – лежа на спине. Руки поднять вверх – вдох, вернуться в и. п. – выдох. 4-6 раз.
2.    И. П. – то же. Поочередное сгибание ног не отрывая пяток от постели. 4-6 раз. Дыхание произвольное.
3.    И. П. – то же. Согнуть правую ногу и отвести в сторону, вернуться в и. п.; то же – левой. 3-4 раза в каждую сторону.
4.    И. П. - то же. Согнуть ноги, не отрывая пяток от постели и положить поочередно вправо, влево. 3-4 раза в каждую сторону.
5.    И. П. - то же. Согнуть руки в локтевых суставах, носки стоп на себя. Расслабиться, руки вдоль туловища. При сгибании – вдох, при расслаблении - выдох. 4-6 раз.
6.    И. П. - лежа, руки в стороны. С поворотом вправо и влево, не отрывая таза от поверхности, достать ладонью противоположную. 4-6 раз.
7.    И. П. - лежа на спине, упор на локти, ноги согнуты. Подъем таза 4-6 раз.
8.    И. П. - лежа на правом, левом боку. Сгибание ног. 3-5 раз.
9.    И. П. - лежа на спине. Поочередное отведение прямых ног в стороны, не отрывая пяток от постели. 3-4 раза в каждую сторону.
10.   И П. -лежа на спине, одну руку положить на живот, другую на грудь. Диафрагмальное дыхание (на выдохе втянуть брюшную стенку). 5-7 раз.
11.   И. П. -лежа на спине. Руки развести в стороны - вдох. В и.п. - выдох. 4-5 раз.
12.  И. П. - то же. Лежать спокойно в течение 1 минуты, максимально расслабиться.

Процедура лечебной гимнастики

Каждая процедура лечебной гимнастики (ЛГ) состоит из трех разделов: вводного, ос¬новного и заключительного.
Вводный раздел процедуры позволяет постепенно подготовить организм к возрастаю¬щей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов.
На протяжении основного раздела осуществляется тренирующее (общее и специаль¬ное) воздействие на организм занимающегося.
В заключительном разделе путем применения дыхательных упражнений, движений, охватывающих мелкие и средние мышечные группы, а также упражнения на расслабление снижается общее физическое напряжение.
    При проведении процедуры лечебной гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
1.    Характер упражнений, физиологическая нагрузка, дозировка и исходные положения должны быть адекватны общему состоянию организма, возрастным особенностям и состоянию тренированности.
2.    Занятие физическими упражнениями должно воздействовать на весь организм человека.
3.    В процедуре должно сочетаться общее и специальное воздействие на организм, поэтому в ней необходимо использовать как общеукрепляющие, так и специальные упражнения.
4.    При составлении процедуры следует соблюдать принцип постепенности повышения и снижения физической нагрузки, выдерживая оптимальную физическую «кривую» нагрузки.
5.    При подборе и применении упражнений необходимо чередовать мышечные группы, вовлекаемые в выполнение физических нагрузок.
6.    За время оздоровительного курса необходимо частично обновлять и усложнять применяемые упражнения.
7.    Объем методического материала в процедуре должен соответствовать режиму движения занимающегося.
В лечебной физкультуре различают следующие основные исходные положения - лежа (на спине, на животе, на боку); сидя (в постели, на стуле); стоя (на четвереньках, с опорой на спинку стула, у гимнастической стенки, в ходьбе)                                                  
Варьировать физическую нагрузку на занятиях можно следующими методическими приемами:
- числом и характером выполнения упражнений;
- увеличением или уменьшением числа повторений каждого упражнения;
- амплитудой движения;
- темпом выполнения упражнений;
- степенью силового напряжения мышц;
- подбором исходных положений;
- объемом мышечных групп, участвующих в движении;
. дополнительным включением дыхательных упражнений и упражнений на расслабле¬ние.
В качестве примеров построения процедуры лечебной гимнастики представлены комп¬лексы ЛГ при первичной артериальной гипотонии и нейроциркуляторной дистонии (НЦЦ) по гипертоническому типу.

Комплекс лечебной гимнастики при первичной артериальной гипотонии

1.    И.П. - стоя. Ходьба обычная, с высоким подниманием бедра, на носках, на пятках, скрестным шагом, «гусиным шагом», приставным шагом правым и левым боком. Темп сред¬ний, дыхание произвольное. 5 минут.
2.    И.П. - то же. Легкий бег по кругу со сменой направлений. Если не справляется, можно перейти на ходьбу. 3 минуты.
3.     И.П. - то же. Ходьба с замедлением темпа. На 2 шага - вдох, на 3-4 - выдох. 1 мину¬та.
4.    И.П. - то же, руки вдоль туловища. На счет 1-2 руки поднять вверх - вдох, на счет 3-4 - выдох, вернуться в и.п. Темп медленный. Амплитуда полная. 5-7 р.
5.    И.П. - то же. Руки вперед, пальцы развести. Одновременно сжимаем пальцы в кулак, поднимаемся на носки, напрягаем мышцы бедра и газа - на 2-3 сек. Возвратиться в и.п. - рас¬слабить мышцы. Темп средний. 10-12 раз.
6.    И.П. - то же. Руки на поясе. На счет 1-2 развести руки в стороны - вдох, на 3-4 вернуть¬ся в и.п. - выдох. Темп медленный. Амплитуда полная. 4-5 раз.
7.    И.П. - то же. Руки опущены. Круговые движения в плечевых суставах. На 4 счета - впе¬ред. На 4 счета - назад. Темп быстрый. 3-4 раза.
8.    И.П. - то же. Наклоны вправо и влево. Противоположная рука скользит до подмышеч¬ной впадины. В и.п. - вдох, наклоны - выдох. Темп средний. Амплитуда полная. 4-6 раз.
9.    И.П. - стоя, руки в «замок». Попытка расцепить «замок». Длительность усилия 3-5 сек. Усилие выраженное. После напряжение расслабиться. Дыхание произвольное. 3-5 раз.
10.  И.П.- то же Руки опущены. С поворотом вправо развести руки в стороны-вдох, вер¬иться в и.п. - выдох. Повторить с поворотом влево. Амплитуда полная. Темп медленный. 4-0.
11.   И.П. - то же. Ноги на ширине плеч. В прыжке на месте, руки над головой – хлопок в ладоши, ноги вместе. Темп быстрый. Дыхание произвольное. 10-15 сек.
12.  И.П.- то же. Ноги вместе, руки опущены. Развести руки в стороны – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный, амплитуда полная. 4-6 раз.
13.  И.П. - стоя, руки на поясе. Приседание, руки вперед. Дыхание произвольное, темп средний. 8-10 раз.
14.  И.П. – сидя на ковре. Ноги вперед, руки на поясе. Поднять руки вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Амплитуда полная. 3-5 раз.
15.  И.П. – то же. Руки назад в упоре. Согнуть ноги, разогнуть под углом в 30 градусов, вновь согнуть, положить прямо. Дыхание произвольное. 4-6 раз.
16.  И.П. – то же. Руки в стороны – вдох, фиксировать колено, удерживая его в течение 3 сек. – выдох. Темп медленный. 5-7 раз.
17.  И.П. – то же. «Ножницы» - скрестные движения ногами, приподнятыми над поверхностью, Темп быстрый. 5-7 раз.
18.  И.П. – лежа на спине. Полное расслабление. Дыхание ровное. 20-30 сек.
19.  И.П. - лежа Ноги согнуты и оторваны от пола, «Велосипед» - имитация езды на вело¬сипеде. Дыхание произвольное, темп медленный. 20-30 сек.
20   И.П. -  лежа на спине, руки вдоль туловища. Через перед руки поднять вверх и перевести за голову - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Темп медленный, дыхание свободное. Амплитуда полная. 5-6 раз.
21.  И.П. - стоя. Ходьба по кругу. На 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох. Темп средний.
Дыхание свободное. 30 сек.
22.  И.П. -стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны - вдох, и.п. - выдох. Темп медленный. Амплитуда полная. 4-5 раз.
23.  И.П. - сидя на стуле. Поза «кучера». Полное расслабление. 30 сек.
Продолжительность занятия 30-35 минут.

Комплекс лечебной гимнастики для больных НЦЦ по гипертоническому типу

1.    И.П. - сидя на стуле. Руки опущены. Попеременное напряжение мышц рук и ног с пос¬ледующим их расслаблением. Дыхание произвольное. Темп средний. 3-4 раза.
2.    И.П. - то же. Перекат с пятки на носок, одновременно сжимая пальцы в кулак. Дыхание произвольное. Темп средний. 10-12 раз.
3.    И.П. - то же. Скольжение ног по полу с движением рук, как при ходьбе. Дыхание про¬извольное. Темп средний. 15-17 раз.
4.    И.П. - то же. Правую руку отвести в сторону - вдох. Правой рукой коснуться левой ноги, выпрямляя ее вперед - выдох. Левую руку отвести в сторону - вдох. Левой рукой кос¬нуться правой ноги, выпрямляя ее вперед - выдох. Темп медленный, амплитуда полная 5-6 раз.
5.    И.П. – сидя на стуле. Пальцы в замок. Потянуться прямыми руками вверх, прогнуться в поясничном отделе позвоночника – вдох, опустить руки – выдох. Темп медленный, амплитуда полная. 5-6 раз.
6.    И.П. – то же. Опереться руками на сиденье стула, ноги выпрямить вперед. Попеременное движение прямыми ногами вверх – вниз. Темп средний. 6-8 раз.
7.    И.П. - сидя на стуле Прямые руки вперед. Скрестные движения прямыми руками с легким напряжением мышц. Темп средний. 10-12 раз.
8.    И.П. - то же. Руки на коленях. Поднять руки вверх – вдох, опустить на колени – выдох. Амплитуда полная, темп медленный. 3-4 раза.
9.    И.П. – то же. Одновременное разведение рук и ног в стороны. Темп средний. Дыхание произвольное 4-6 раз.
10.  И.П. - то же, руки на поясе. Ходьба сидя с высоким подниманием бедер. Амплитуда полная. Темп медленный. 10-12 сек.
11   И.П. - то же. Круговые движения ногами по полу. Амплитуда полная. Темп медленный. 10-12 сек.
12.  И.П. -сидя, РУКИ на поясе. Развести руки в стороны, встать - вдох, сесть, опустить руки в исходное положение - выдох, расслабиться. Темп медленный. Амплитуда полная. 4-6 раз.
13.  И.П. - то же. Поза «кучера». Полный покой. 30 сек.
14.  И.П. - стоя за спинкой стула, руки к плечам. Вращение плечевых суставов в одну и другую сторону. Дыхание произвольное. Темп средний. 10-15 раз.
15.  И.П. - сидя на стуле. Скольжение ног по полу с движением рук как будь то при ходьбе. Дыхание произвольное 10-12 раз.
16.  И.П. - стоя, руки на спинке стула. Подняться на носки, напрячь мышцы ног и ягодич-ные мышцы. Дыхание произвольное 6-8 раз.
17.  И.П. - стоя, руки на поясе. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в и.п. - выдох. Темп медленный, амплитуда полная. 3-5 раз.
18.  И.П. - стоя, руки на спинке стула. Маховые движения ногами. Дыхание произвольное. Темп средний. 4-6 раз.
19.  И.П. - стоя, руки опущены. На счет 1 - поднять правую руку вперед. 2 - вверх, 3 - в сторону, 4 - опустить вниз. Повторить левой рукой. Дыхание произвольное. Темп средний, 2-3 раза.
20.  И.П. - то же. На счет 1 - поднять правую руку вперед. 2 - левую руку вперед, 3 - пра-вую вверх, 4 - левую вверх, 5 - правую опустить, 6 - левую опустить. 3-4 раза.
21.  И.П. - стоя, руки на поясе. Развести руки в стороны - вдох, фиксировать колено руками - выдох. Амплитуда полная, темп медленный. 4-5 раз.
22.  И.П. - стоя, руки опущены. Комбинированная ходьба по залу: обычная, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом, на носках» на пятках, в полуприседе, с замедлением и ускорением темпа. Темп средний. Дыхание произвольное. 30-40 сек.
23.   И.П. - стоя, в руках набивной мяч. Перебрасывание мяча по кругу (вправо и влево). Темп средний. Дыхание произвольное. 10-15 сек.
24.   И.П. - то же. Передача мяча с поворотом туловища в стороны. Темп средний. Дыхание произвольное. 10-15 сек.
25.   И.П. - стоя, руки опущены. Развести руки в стороны - вдох, присесть, руки на бедра - выдох. Темп медленный. 4-6 раз.
26.   И.П. - сидя на стуле, руки опущены. Отвести правую руку в сторону - вдох, исходное положение - выдох. То же левой рукой. Темп медленный. Амплитуда полная. 3-5 раз.
27.   И.П. - сидя, руки опущены. Поднять правую руку вверх - вдох, вернуться в ил. - вы-дох, расслабиться. Повторить левой рукой. Медленно, с расслаблением. Во 2-й фазе. 4-6 раз.
28.   И.П. - сидя на стуле. Мысленно произносим «Я» - вдох, «расслабляюсь» - выдох. Полное расслабление на выдохе. 1 мин.
29.   И.П. - сидя на стуле. Поза «кучера». Глаза закрыты. Полное расслабление. 2 мин.
Общая продолжительность занятия 30-35 минут.

дозированная ходьба

Рекомендации по дозированной ходьбе в процессе лечения и профилактики различных заболевший.
Наиболее доступным видом физических упражнений является дозированная по объему интенсивности ходьба. Оздоровительное влияние ее на ор¬ганизм чрезвычайно многосторонне. Мобилизация больших групп мышц повышает кислородный за¬пас - это приводит к интенсификации обменных процессов и усилению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Систематическое применение ходьбы приводит к увеличению силы и производительности сердечной мышцы, жизнен¬ной емкости легких, улучшению функционального состояния органов пищеварения и организма вцелом. Воздушная среда парков и садов, пребывание в обстановке, благоприятствующей положительным эмоциям, благотворно воздействует  на центральную нервную систему.
Научные исследования отечественных и зарубежных ученых позволили разработать определенную систему рациональных занятий ходьбой. Значительный интерес вызвало ме¬тодическое пособие по дозированной ходьбе и бегу профессора Кеннета Купера, изданное в нашей стране.
Показания к дозированной ходьбе широки. Она используется при заболеваниях сердечнососудистой, дыхательной, центральной и периферической нервной систем, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и многих других, а также с профилактичес¬кой целью для различных возрастных групп населения. Для лиц среднего и старшего возраста ходьба является важным средством продления жизни.
Противопоказания к дозированной ходьбе очень ограничены (только острый период заболевания).
С целью правильного выбора объема физической нагрузки при дозированной ходьбе, ам¬булаторные больные с учетом состояния здоровья и тренированности распределяются по трем двигательным режимам: щадящему, щадяще-тренирующему и тренирующему. Необходимым условием занятий является последовательная и своевременная смена двигательных режимов и строгое соблюдение их больными.
Дозированная ходьба назначается лечащим врачом в зависимости от двигательного ре¬жима, в строго определенном темпе и по заданному маршруту. Для правильного проведения дозированной ходьбы необходимо выбрать подходящую местность, которая должна быть озелененной и по возможности защищенной от ветров. Маршрут должен проходить по ровной местности, без значительных подъёмов и спусков, со скамейками  для отдыха.
Дозированную ходьбу условно подразделяют на 3 маршрута:
1 маршрут – легкий (до 750 метров), назначается больным с щадящим режимом;
2 маршрут – средний (до 1500-2000 метров), назначается больным с щадяще-тренировочным режимом;
3 маршрут – 3000 метров и более назначается больным с тренирующим режимом.
Кроме протяженности маршрута, нагрузка дозируется посредством темпа передвижения.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДВИГАТЬСЯ!
Физическая активность должна соответствовать по крайней мере 30 минутам энергичной ходьбы в день.

Дозированное восхождение (терренкур)
терренкур – применение дозированной ходьбы с постепенным подъемом и спуском на специальных маршрутах. Эту форму занятий используют при заболевания сердечнососудистой, дыхательной систем, нарушениях обмена веществ. Дозировка ходьбы определяется по продолжительности дистанции, скорости и времени ее прохождения углу подъема. С учетом названных  факторов выделяют маршруты малой, средней и большой сложности. В зависимос¬ти от дистанции (м) и крутизны подъема (градус) маршруты терренкура делятся на следующие группы:
№ 1 - 500 м, 2-5 градусов;
№ 2 - 1000 м, 5-10 градусов;
№ 3 - 2000 м., 10-15 градусов;
№ 4 - 3000 м. - 4000 м., 15-20 градусов.
Начинать терренкур следует с маршрутов меньшей сложности.

САМОКОНТРОЛЬ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Самочувствие при благоприятных условиях должно быть удовлетворительным или хо¬рошим и не ухудшаться после занятий лечебной гимнастикой. Одним из признаков ухудшения самочувствии служит нежелание заниматься физкультурой или появление раздражительности от одной мысли о занятиях. В результате чрезмерных физических нагрузок нередко происхо¬дят «срывы». Поэтому приступать к занятиям можно только после консультации с врачом регулярно наблюдая за своим самочувствием и контролируя состояние организма до и после занятий. Не надо стремиться сразу к большим нагрузкам. Лишь постепенное и последователь¬ное их усложнение и увеличение усилий приносят положительный эффект.
Рекомендуется вести дневник самоконтроля, который поможет правильно дозировать нагрузки, соизмеряя их с возможностями организма.
{Часть текста отсутствует}

 
 
 
  Последние статьи  
 
 
 
 



 
© “Медицинский информационный портал”, 2008 При любом использовании материалов “Медицинского информационного портала” обязательная активная ссылка - http://www.med-info-portal.ru